Использование элементов
инновационных технологий
обучения на уроках русского
языка и зарубежной литературы
как способ развития креативной личности
Из опыта работы
Токарь Лилии Юрьевны,
учителя русского языка
и зарубежной литературы
Гонтаровской ОШ I-III ст.
Квалификационная категория
cпециалист II
категории
Каждый учитель задумывается над проблемой: каким должен быть современный
урок, как организовать и провести его, чтобы получить максимальную отдачу?
Мне кажется, что
образование следует рассматривать не как накопление знаний, а как умение
применять их на практике.
В Национальной доктрине
развития образования в Украине в ХХІ веке читаем, что приоритетным направлением
в развитии образования есть подготовка людей образованных, квалифицированных
специалистов, способных к творческому труду, освоение и внедрение
информационных технологий. В связи со сменой социальных требований происходит
переосмысление роли учителя в процессе модернизации системы образования. От
объяснительно-иллюстративного метода трансляции готового учебного материала, от
просветительства учащихся учитель должен перейти к новым личностно
ориентированным методам, в которых усилено творческо-деятельный компонент. Это
способствует появлению инноваций, которые изменят образовательный процесс.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовывать учебный процесс,
что ребенку урок в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву
или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся
глаза слушающего о глаза говорящего».
Связав свою жизнь с
педагогикой, я считаю, что учить имеет право лишь тот, кто сам постоянно
учится. Это вечное требование, одно из многих, которому должен соответствовать
современный учитель. Своё педагогическое кредо я хочу выразить словами
ученого-педагога В. Ключевского :
«Чтобы быть
хорошим учителем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому
преподаёшь».
Для себя я определила
пути восхождения учителя к вершинам мастерства.
Для методики
преподавания они такие :
- для того, чтобы научить детей, необходимо
вызвать интерес к предмету;
- все знания должны иметь практическую
направленность;
- лучшие примеры – примеры из жизни;
- основа успешного обучения – системность в
работе учителя;
- лучшим есть тот метод, который нравится
детям.
В своей работе я применяю такие педагогические правила:
- помнить, что не ошибается только тот, кто
ничего не делает;
- стимулировать детей к творческой
деятельности;
- не забывать, что ребёнок имеет право на
собственное мнение;
- быть объективной и постоянно
совершенствоваться;
- любить и уважать детей.
Основные принципы организации учебного
процесса я нашла в инновационных педагогических технологиях, которые применяю
уже около двух лет.
Определяющей составной моей работы как учителя
является поиск, внедрение и
использование инновационных технологий, способствующих развитию креативно мыслящей
личности.
Эта методическая
проблема актуальна в наши дни, т.к. в современном обществе образование
претерпевает качественное изменение, важное значение придаётся формированию креативной
личности, готовой к саморазвитию, к самостоятельному добыванию знаний, к
эффективному их применению. Изменения, происходящие в жизни, требуют от
человека качеств, позволяющих ему творчески реагировать на них, ведь только
личность с оригинальным мышлением, может самореализоваться, быть конкурентоспособной,
уметь в критической ситуации принимать нестандартные решения.
В своей работе я опираюсь на научные исследования
Г.С.Альтшуллера, И.М. Верткина, Б.Л. Злоткина, А.В. Зусмана, З.Г. Шустерман и
др., которые определили креативность как
способность,
отражающую свойство
индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения,
умение мыслить творчески.
В понимании Д. Радари, творчество – это
синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать
привычные рамки накопленного опыта.
Уровень познавательной активности
Творческая активность
Проникнуть глубоко
Интерферирующая
активность
осмыслить
Воспроизводящая активность
Понять
Как сказал Л.Н. Толстой : «Если ученик в школе не
научился говорить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».
Творчество – самый мощный импульс в развитии ученика. Задача учителя-словесника
– развивать творческие силы учащегося, потому что в творчестве происходит
слияние человека с его делом.
Удивлять нестандартным мышлением, необычным
решением вопроса могут уже учащиеся 5 класса. Например, можно обучать детей писать сочинения-
миниатюры по заданным словам.
Тема: «Хотите – верьте, хотите – нет»
Заданные слова: муравьи, босоножки,
горчичники, сковорода, шнурки, варенье, корона.
Это задание способствует развитию
ассоциативных связей, умению видеть необычное в обычном.
В 6 классе расширяется
кругозор детей, развиваются их творческие способности.
Учитель может дать ребенку возможность
проявить себя. Например, ограничим ребят одной строкой : « На стройке трудился
кран-работяга». А название текста и продолжение
ребята додумывают сами.
В 7 классе переходим к словесному рисованию.
Обычно демонстрируются цветные фотографии какого-то необычного пейзажа,
памятника, рассмотрев которую ученики пишут сочинения, например, на тему:
«Страна, в которой я не был» или « Город моей мечты».
Семиклассники способны написать
сочинение-настроение. Иногда ребята отвлекаются на то, что происходит за окном:
пошёл сильный дождь, бьёт вьюга в стекло, дрожащий листок прилип к подоконнику.
Учащимся даётся возможность в 5-7 предложениях изложить на бумаге свои эмоции и
впечатления.
В 8 классе я использую работу в группах,
которым даётся задание составить рассказ о традициях школы, класса, о своём
селе и о себе. Они уже могут создать презентацию под названием «Мой лучший друг».
В 9-11 классах работаю по формированию
активной жизненной позиции: это и заметки в газету, и доклады о культуре речи.
Таким образом, вышеизложенные задания способны
развивать творческие личности в учениках. Когда мы вовлечены в процесс
творчества, мы чувствуем, что живём более полной жизнью, чем прежде. Эти слова
должны стать девизом учителя-словесника, и в этом следует убеждать учащихся,
учить их жить творчески.
Методической
основой моей работы является реализация языкового кодекса, который завещал
В.А.Сухомлинский: формирование со школьной скамьи языковой личности с высокой
эмоционально-языковой культурой.
Уверена, развитие языковой личности может обеспечить только инновационные технологии, способствующие воспитанию нестандартно
мыслящей личности.
При использовании инновационных технологий при
обучении русскому языку успешно применяются многие приёмы, я же для себя определила следующие:
- лингвоэстафеты;
- ролевые игры;
- опорный конспект;
- ключевые термины;
- лингвистические
карты;
- дидактическая игра.
Например, во время актуализации опорных знаний
можно использовать игру «Составь цветок», «Языковая мозаика», «Четвёртое
лишнее», что способствует развитию оригинального мышления учащихся.
В 5-6 классах на уроках русского языка я
предлагаю такие игры: «Найди ошибку», ролевая игра «Ты - оратор» и т.п.
Повысить интерес
ученика к обучению позволяют
нетрадиционные уроки.
Творчество на таких
уроках я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого
дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие,
заседание, конкурс, игра и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание,
мышление ученика. На этих уровнях мобилизуются творческие резервы и учителя, и
ученика.
В своей практике использую
такие уроки:
- урок-семинар (8 класс)
-
урок-экскурсия( 5 класс)
- урок-практикум( 9 класс)
- урок-игра(5-7 класс «Ты - учитель»)
-
урок-КВН(лингвистический КВН 7-9 класс)
Такие уроки
обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую
наблюдательность.
В своей практике я
использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина,
исследования, путешествия, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра,
зачёт. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные
особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с
изучаемой темой.
Работа
в группах позволяет плодотворно развивать у учащихся
самостоятельность и коммуникативные умения. Эффективность урока возрастает за
счёт того, что увеличивается время для активной работы учащихся. Дети учатся
оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу, то есть принцип
сотрудничества становится ведущим, каждый на уроке имеет возможность усвоить
материал, проявить себя как неординарно мыслящая личность. Именно этим меня
привлекает данная форма обучения.
Примером могут служить
уроки обобщения и
систематизации знаний.
Чтобы активизировать мыслительную
деятельность учащихся, использую такие приёмы, как «Открытый микрофон», «Продолжи
предложение», «Мозговой штурм».
Излюбленной
формой урока ребят 5-7 классов остаётся урок-игра.
Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их
психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют
себя в определённых ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают
поставленную задачу (урок-игра
«Ты – учитель»).
В чем же успех такого
урока? Я думаю, что и в его необычности (использование сказочного,
фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения
материала, и в использовании яркой наглядности. Ведь ребятам надоедает из урока
в урок читать учебник. Но если, например, представить, что ты попал на
необитаемый остров или на другую планету и тебе надо помочь соплеменникам ,
чего ради этого не сделаешь?! Горы свернёшь, не говоря о том, чтобы выучить
падежи, спряжение или написать частицу со словом.
Каждому учителю
хочется, чтобы урок был особенным, со своей «изюминкой». Поэтому я часто
прибегаю к нестандартным творческим элементам отдельного традиционного урока.
Это и лексический диктант или диктант-кроссворд, и составление загадок, и комментированное письмо, и задание по типу «найди лишнее», которое
прививает умение синтеза и осмысления информации.
Главное, чтобы учащимся
на уроке хотелось работать, творить, творчески подходить к решению вопросов. А
ведь для этого важны ситуация успеха,
которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность,
к которой ученики приучаются на таких уроках, и творческое отношение к русскому
языку.
Большое значение для раскрытия творческого
потенциала ученика имеют и нетрадиционные
формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять
знания, умения и навыки, полученные на уроке, а, с другой стороны, позволяют
ребенку проявлять самостоятельность, самому найти решение нестандартного
вопроса, задания.
Типы домашнего задания:
-
творческая работа (написание сочинений разных типов);
- продолжение
неоконченного текста;
-
подготовка словарных диктантов;
-
составление вопросника к зачету по теме (8 класс);
-
составление конспекта, опорных таблиц (9 класс);
-
письмо по памяти (5 класс).
Такие домашние задания помогают избежать
однообразия в обучении.
Ребенок может почувствовать себя и в роли
автора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют
ребенка обобщать, систематизировать материал по теме.
Используя интерактивные
методы обучения, убеждаюсь,
что учащиеся могут анализировать, составлять, выделять главное, умело
использовать приобретенные навыки на практике, поэтому я уверена – за
интерактивными методами обучения - будущее. А постоянное их внедрение делает процесс обучения значащим, ориентированным
на личность ученика.
Таким образом, успешной и результативной, по
моему мнению, будет работа учителя-словесника, если он будет придерживаться
таких правил:
1. Учитель и ученик - партнеры. Уважайте
друг друга.
2. Каждый ученик – уникальная творческая
личность. Открой её.
3. Не трать ни единой минуты урока.
Используй их максимально.
4. Знания – сокровище. Наполни им себя.
5. Положительные эмоции – залог
качественного обучения. Создай ситуацию успеха.
Я уверена, что заинтересовать, повести за
собой может лишь тот педагог, который сам находится в постоянном поиске. В.А.
Сухомлинский призывал: «Будьте сами искателями, исследователями. Если не будет
огонька у вас, вам никогда не зажечь его в других…»
Приложение.
Задания
для развития творческого представления при помощи слова.
1. Бином
фантазии.
Для игры берётся два слова, между которыми есть
содержательная дистанция. Это активизирует представление, а в результате
выходит единое фантастическое целое. Например, учащимся предлагается объединить
слова «лебедь» и «башмачки». Эти слова могут быть объединены при помощи
предлогов : лебедь в башмачках, лебединые башмачки, лебедь возле башмачков.
Каждое словосочетание может служить основой для конкретных ситуаций, из которых
образуется сказка.
2. Произвольное
прибавление приставок.
Этот приём есть один из способов образования,
который заключается в деформировании слова за счёт подключения фантазии. Например, суперкит,
вице - черепаха, антиветер, микроцветок, микротуча, максигнездо.
3. Конструирование
загадки.
Этот приём стимулирования детского творчества в
концентрированной, символичной форме отражает детский опыт познания
действительности. Во время такой работы ребята учатся подбирать прилагательные
– эпитеты, практически знакомятся со сравнениями.
4. Словесное
описание образов.
- Рассмотреть сюжетный рисунок, пофантазировать,
какие события могли бы происходить, составить небольшой рассказ.
- Описать шум дождя (скрип дверей, шорох листьев).
Какой это звук – толстый или тонкий, широкий или узкий, добрый или злой,
сладкий или горький?
5. Составление
сочинений – миниатюр по опорным словам и словосочетаниям.
-Составление
маленьких рассказов или сказок по опорным словам :
-воробей, ручей, дыхание весны, почки, свежесть,
хорошее настроение;
- дерево, жёлудь, ветер, сок, росток, дубочек.
6. Составление сочинений – описаний на основе обобщения
личных впечатлений.
- Составьте несколько предложений о цветке. Не
забудьте, что он, как и вы, мечтает, дышит, радуется, горюет, надеется.
- Представьте, что у вас в руках кисть. Опишите
тихий осенний день.
- Словите в ладошку солнечный зайчик. Расскажите о
своих впечатлениях.
- Расскажите о мечтах тихого летнего вечера, который
неслышно ночует за вашим окном.
- Опишите, каким вы представляете фантастический
город.
- Расскажите, какой вы представляете школу будущего.

Осознанное изучение грамматики немыслимо без живого интереса к языку, его неисчерпаемому богатству. Активизировать познавательную деятельность учащихся, развить самостоятельность их мышления и интерес к предмету, обогатить словарный запас, воспитать «морфологическое чутье» — вот далеко не полный перечень задач, которые решает учитель, используя элементы занимательности при обучении русскому языку как на уроке, так и во внеклассной работе.
Использование элементов занимательной грамматики при обучении русскому языку

Осознанное изучение грамматики немыслимо без живого интереса к языку, его неисчерпаемому богатству. Активизировать познавательную деятельность учащихся, развить самостоятельность их мышления и интерес к предмету, обогатить словарный запас, воспитать «морфологическое чутье» — вот далеко не полный перечень задач, которые решает учитель, используя элементы занимательности при обучении русскому языку как на уроке, так и во внеклассной работе.
Вводные уроки, уроки систематизации и повторения можно проводить в форме уроков занимательной грамматики. Занимательность всегда связана с интересом, а интерес способствует усвоению учащимися материала.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ БРЕИН-РИНГ
1) Замените в предлагаемых словах тот или иной
звук так, чтобы получилось новое слово.
Бок (кок, рок, док, сок, шок, ток; бор, 6om; бак);
кочка (дочка, мочка, почка, ночка, клочка; кошка; качка; корка).
2) «Раскручивая» волшебные колеса в разные стороны, образуйте максимальное количество новых слов.
3) Составьте из имеющихся в предлагаемых словах букв наибольшее количество новых слов (имен существительных в именительном падеже). Время выполнения задания — 3-5 минут.
Республика, активность,
конституция, государство,
преподаватель, населенность.
4) Вспомните 20 слов, в которых не менее двух раз встречаются названия нот. (Фа-ми-лия; си-ре-на; до-ля; фа-соль; ne pe-мирие; по-.ми-до-р;, до-ми-но)
5) Напишите диктант-кроссворд по изученной теме «Двойные согласные».
Учитель зачитывает помещенные ниже краткие определения или описания различных понятий. Выразите их одним словом, содержащим двойные согласные, и запишите его.
1) Свободное публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса. 2) Избирательный листок.3) Товарищ по работе. 4) Один из видов космических ракет. 5) Сообщение, переданное по телефону. 6) Безрельсовый трамвай. 7) Вооруженный захват чужой территории.. 8) Спортивный бег или гонки с препятствиями по пересеченной местности. 9) Сотрудник газеты, журнала, радио, посылающий сообщения с мест. 10) Морские животные, образующие известковые отложения. 11) Спортивная игра с мячом и ракеткой. 12) Высшее шахматно-спoртивнoe звание. 13) Обучение животных. 14) Окно корабля, самолета. 15) Рисунок в книге, журнале. 16) Дорога в парке с рядами деревьев по обеим сторонам. 17) Сквозной проезд, прорытый под землей. 18) Свидетельство об окончании средней школы.
6) Ударение в слове подобно биению сердца, следовательно, искажение ударения напоминает неправильный пульс.
Повторите за учителем слово, в котором не искажена произносительная норма. Допустивший ошибку выбывает из игры «Ударение — удаление». Например:
украинский — украинский (?);
договор — договор (?).
Алфавит, искра, каучук, красивее, звонит, творог, ракушка, квартал, гусеница, столяр, средства, километр, облегчить, баловать, арбуз, верба, мельком, феномен.
Комментарий. Этот вид работы можно проводить в начале любого урока как орфоэпическую разминку, расширяя список слов с «неподвижным» ударением, а также вводить слова с двумя вариантами постановки ударения: ра'кушка — раку’шка.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ БРЕИН-РИНГ
1. Подберите близкие по значению слова так, чтобы их начальные буквы сложились в слово синоним.
2. Подберите к данным прилагательным слова
с противоположным лексическим значением так, чтобы их начальные буквы сложились
в слово антоним.
3. Омофоны — слова, совпадающие по произношению, но различные по написанию и значению. Составьте из предлагаемых пар слов предложения.
Везти—вести;
Прут-пруд;
водица-водиться;
лез—лес;
плот-плод;
переносица — переносится.
4. Заполните таблицу.
Палиндромы*
Имя существительное
Возможно, вам известна шутка:
Как написать — у рыбов нет зубов?
у рыб нет зуб?
Как написать — у рыбов нет зубов?
у рыб нет зуб?
у рыбей нет зубей?
Эту шутку придумали не случайно: многие ошибаются в окончаниях некоторых имен существительных в Р. п. мн. ч. Как, например, правильно.
20 грамм или 20 граммов? Пара носок или носков?
Для усвоения этого материала можно предложить следующую игру.
Палиндром (от греч. palindromos — бегущий обратно, возвращающийся) — фраза или стих, которые одинаково читаются и справа налево, и слева направо с сохранением смысла (обычно тождественного).
Изменить данные слова, поставив их в форму
Р. п. мн. ч., затем составить c ними словосочетания
Простыня — простынь;
курица—кур;
чулки-чулок;
туфли-туфель;
носки, платья, Апельсины (апельсинов), килограмм (килограммов), яблоки, валенки.
Дно морей — дна морей;
дно графина — донья графинов, доньев графинов;
горе — горести — горестей.
горе — горести — горестей.
Имя прилагательное
(Грамматическая разминка, играем по «цепочке»)
. От данных слов образуйте сравнительную степень прилагательного. Дополните ответ примером из литературы (пословица, загадка).
Сладкий, дальше, хороший, горький, дорогой,
страшный, молодой, маленький, высокий, узкий,
плохой, строгий, младший, чистый, длинный, красивый.
страшный, молодой, маленький, высокий, узкий,
плохой, строгий, младший, чистый, длинный, красивый.
А ещё я предлагаю несколько игр, которые можно использовать на уроках русского языка.
Игра «Молчанка». К уроку учащиеся заготавливают двойные карточки, на которых записывают с четырёх сторон буквы А, Е (красного цвета), О и И (зелёного цвета). Эти карточки используются при изучении и повторении правописания безударных и чередующихся гласных в корне, -о и -е после шипящих. Основное условие игры - тишина! После того как учитель объяснил записанное на доске задание, упражнение выполняется молча, никто не имеет права говорить: ни учитель, ни ученики. Учитель указывает на одно из слов с пропуском, дети поднимают карточку с соответствующей буквой. Если весь класс поднял нужные карточки, учитель показывает карточку с красной цифрой «12», если есть ошибки, учитель показывает карточку с черной цифрой «1». Ученик, допустивший ошибку, выходит к доске и вписывает необходимую букву, выделяет морфему, в которой встретилась эта орфограмма.
Игра «Семафор». Может успешно использоваться при закреплении орфограмм. Учащиеся записывают под диктовку пословицы и поговорки и, встречая слово с соответствующей орфограммой, поднимают карточку с нужной буквой. Если весь класс ответил правильно, учитель показывает карточку с зелёным кружком: "Семафор открыт, можно продолжать движение",
т.е. писать дальше. В случае ошибки учитель показывает карточку с красным кружочком: «Семафор закрыт». Допустившие ошибку объясняют орфограмму, выделяют морфему, в которой встретилось это правило, и работа продолжается.
Применение карточек в этих двух играх активизирует работу учащихся, даёт возможность учителю в течение урока осуществлять постоянный контроль за каждым школьником: стоит в ходе урока появиться букве другого цвета, как учитель тут же приходит на помощь ученику.
Игра «Найди родственников». На доске написаны слова водоем, проводы, половодье, разводить, водопад, наводчик, водопой, проводник, водитель, водоросль, водопровод, провод, завод, наводнение.
Класс делится на две команды. Учащиеся первой команды выписывают слова с корнем, имеющим значение «вода», вторая команда — слова с корнем, имеющим значение «водить». Корни подчеркиваются, устно объясняется лексическое значение каждого слова. Затем команды добавляют ещё по 2 — 3 слова с соответствующим значением корня. Выигрывает та команда, которая правильно выпишет все слова одного корня и объяснит их.
Эта игра сосредотачивает внимание на семантике слова, способствует выработке лингвистического чутья и расширению языкового кругозора учащихся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий